Развитие творческих способностей у детей

razvitie-u-detej-tvorcheskix-sposobnostej12Именно поэтому развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – это дело очень трудоемкое. Ребенок очень зависим от своего внутреннего состояния, и если ему не хочется на данный момент петь, рисовать, клеить аппликацию или собирать конструктор, то родители его просто не заставят это делать. Для маленького человечка слово «надо» еще пока не существует как таковое.

Искусство – это нечто само собой разумеющееся, по мнению детей, это порыв души, вдохновения, мысли чувства. Дети не задумываются над тем, что они хотят нарисовать, вылепить или склеить, они просто берут и делают это. А когда взрослый удивляется, как же это удалось ребенку, то он скромно опускает глазки и отвечает, что в этом нет ничего уникального, просто он делал то, что на данный момент ему придумалось. На первый взгляд, все действительно очень просто. Но что делать тогда, когда мыслей нет? Когда не думается, не мечтается и не фантазируется? У всех бывают периоды творческого кризиса, упаднических настроений и отсутствия настроения. 

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста зависит от условий

Ни для кого не секрет, что развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста не происходит просто так, родители должны постараться создать для ребенка такие условия, которые максимально располагали бы его заниматься процессом творчества.

1. Внимательность. Это невероятно важный психический процесс, без которого человек просто не сможет состояться как личность, не на учебе, не на работе, не с личных отношениях. Это качество нужно развивать с самого рождения, но именно развивать, а не давать ребенку подзатыльники и говорить: «Будь внимателен!». Современная методика развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста предлагает множество развивающих пособий, начиная от раскрасок и заканчивая различными играми на внимательность.

2. Игривость. Это качество тоже очень важно для ребенка, он должен любить играть и идти на контакт, когда взрослые хотят вступить с ним в игру. Игра должна вызывать настоящий восторг и неподдельное удовольствие, ведь игра – это ведущий вид деятельности у дошкольников, процессе игры они начинают осваивать учение, игра развивает и творческие способности у ребенка. Когда ребенок играет в какую-то игру, он, сам того не замечая, развивается и растет как личность, творит великие дела и становится на ступеньку выше, сильнее, развитее, мудрее, чем он был вчера. Такое качество, как игривость способствует развитию творческих способностей у ребенка.

3. Состояние расслабленности. Только в той ситуации, когда ребенок чувствует максимальную расслабленность, он может дать волю своим чувствам и начать творить. Поэтому, когда начинается процесс творчества, не нужно ругаться, не нужно создавать для ребенка какие-то психологические рамки, не нужно укорять его, если что-то не получается. Стрессовая ситуация никогда не способствовала развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

4. Восприимчивость. Дети воспринимают окружающий мир немного иначе, нежели взрослые, поэтому если родители хотят успешного творческого взаимодействия со своими детьми, то им нужно уметь находиться на одной волне. Если ребенок относится к тому или иному явлению отрицательно или положительно, не нужно его разубеждать и доказывать обратное. Ребенок становится личностью с тех пор, как он покидает утробу матери, и только выражая свое мнение, свое видение, свои чувства, он научится правильно воспринимать прекрасное и восхищаться им.

5. Поглощенность творческим процессом. Только когда ребенок чем-то действительно увлечен, он сможет показать высокий результат. Поэтому, родителям придется потрудиться, выбирая для своего ребенка занятие творческого плана по душе, и развивая в ребенке творческие навыки. А так же, у ребенка должно быть его личное, свободное время, чтоб он мог развивать в себе эти самые способности и отдаваться им в полной мере.

Методика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Данная методика направлена на то, чтоб выяснить, насколько хорошо развито у ребенка воображение, может ли он создавать новее оригинальные образы, хватает ли у него на это смекалки. Для претворения этой методики в жизнь нужны всего лишь два одинаковых комплекта карточек, по 10 штук в каждом, на которых будут нарисованы фигуры неопределенной формы, которые ребенку предстоит дорисовать. развитие творческих способностей Второй комплект можно сразу убрать подальше, он пригодится еще нескоро, только через определенный период времени, например, через год, для того, чтоб проверить, развились ли способности к воображению у ребенка, ухудшились, или же остались на таком же уровне, как и были раньше. Так же, понадобятся любые письменные принадлежности, такие, которыми ребенку будет удобно выполнять задание. Это могут быть карандаши, цветные мелки, фломастеры или шариковые ручки.

Ребенку нужно объяснить, что от него требуется, но не забывать, что это – ребенок, и что говорить с ним надо на его языке, или хотя бы на несколько минут начать жить его интересами. Можно сказать, что перед ним лежат волшебные карточки. А волшебные они потому, что они могут превратиться в какой угодно рисунок, в такой, как захочет ребенок, только на его усмотрение. После того, как ребенок справится с одной карточкой, то нужно расспросить его, что у него получилось, как это называется. Ответ ребенка нужно подробнейшим образом зафиксировать. То же самое нужно проделать с ответами на остальные девять карточек. Если ребенок не разобрался, что от него требуется, то взрослый должен еще раз объяснить ему, а может, даже показать на отдельной карточке, как нужно дорисовывать, и что из этого получается. При оценивании работы нужно отбирать только те картинки, которые получились уникальными. Например, если ребенок превратил и квадрат, и прямоугольник в телевизор, то есть, у него в итоге получился один и тот же предмет, то такой результат не учитывается. Результаты нужно сохранить, и при ее проведении в следующий раз внимательно все сопоставить и проанализировать, сделать выводы. Если ребенок показал плохие результаты, то это сигнал к тому, что что-то идет не так, и ситуация выходит из под контроля, нужно срочно менять окружающую психологическую обстановку и методы воспитания.     

Методическая игра «На что это похоже». Детей разделяют на две команды, одна из них выходит за дверь, а вторая вместе с ведущим загадывает предмет. Например, это бант. играем в волшебные кляксыКогда дети заходят, то ведущий задает им наводящие вопросы, говорит, на что похож загаданный предмет, например, на винт вертолета, на цифру восемь, на бабочку. Зашедшие должны отгадать, а затем дети меняются ролями.

Методическая игра «Волшебные кляксы». Эта игра так же помогает заниматься развитием творческих способностей у детей 4-5 лет. Для того, чтоб ее провести, нужно либо сделать самому, либо распечатать картинки в виде клякс. Их нужно показать детям и спросить, что они видят на данных картинках. Побеждает тот, кто увидит больше всего предметов на картинках.

Препятствия для развития детского творчества

Развитие творческих способностей у детей 4-5 лет никогда не проходит гладко. Они могут некоторое время не проявляться вообще, но не стоит расстраиваться по этому поводу раньше времени. Дело в том, что творческие способности есть у абсолютно любого человека, просто до какого-то времени они могут никак себя не проявлять и быть невостребованными. Какие факторы могут тормозить развитие творческих способностей у ребенка?

1. Страх. Страх повсюду преследует даже взрослого и серьезного человека. Мы боимся потерять работу, потому что останемся без средств к существованию, боимся потерять партнера, так как не хотим быть одинокими до конца своих дней, боимся подойти и познакомиться с понравившимся человеком, так как он может отвергнуть. Это чувство не чуждо и ребенку. Тем более, страх свойственен творческим людям, так как творчество – это очень зыбкий мостик, который в любой момент может рухнуть. А вдруг новую книгу никто не купит? Вдруг фильм провалится в прокате? Вдруг новый фасон платья никому не подойдет?

Но тем не менее, нужно настраивать ребенка на то, что если он не попробует, то тогда точно не будет результата. Творчество нужно рассматривать как возможность сделать что-то свое, уникальное, непохожее на то, что делалось раньше. А если это кому-то не нравится, то это только его личный выбор.

2. Самокритика. Этот механизм очень тесно связан с чувством страха, но возникает она тогда, когда ребенок уже начал что-то делать. Но в друг в голову закрадываются мысли по поводу того, что это никому не нужно, это банально и бесполезно, некрасиво и убого. Но нужно воспитать в ребенке чувство ответственности, а так же понятие того, что если он взялся что-то делать, то нужно доводить работу до конца.

3. Критика близких. Да и самому не нужно очень уж строго критиковать ребенка, иначе это отнимет у него всякое желание заниматься творчеством вообще, а творческие умения на данный момент очень ценятся в современной школе, поэтому не нужно давить на ребенка своим собственным негативом и портить ему жизнь.

В первую очередь нужно помнить, что ребенок – это ребенок, что ему предстоит пройти еще очень много путей и дорог в мире под названием жизнь, и что он только в начале этого пути, очень многое ему еще предстоит освоить.

 

2 comments

  • find-way.net

    Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах.

  • Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.