Исследовательский проект в начальной школе

Данный исследовательский проект в начальной школе подготовлен ученицей 3 класса гимназии. Данная работа не заняла никаких призовых мест, но оказалось интересной одноклассникам.

Исследовательский проект в начальной школе на тему «Зелень бриллиантовая»

Мы часто пользуемся вещами, о свойствах которых мало знаем. Например, зеленка есть в каждой аптечке в России. Мы обрабатываем каждую ссадину или порез зеленкой, чтобы не попала инфекция. Т.е. мы в быту используем зеленку как лекарственное средство.

Я слышала, что зеленку используют в разных экспериментах. Вот и мы летом экспериментировали. Когда делали с семьей картины из круп, для окрашивания риса пользовались и зеленкой, и йодом, и гуашью. Затем клеем приклеивали окрашенную крупу на картину. Было весело. Но оставив картины на солнце, заметили, что через месяц картина, на которой рис был окрашен зеленкой сильно побледнела. issledovatelskii-proekt-v-nachalnoi-shkole-5

Я задумалась, почему так случилось. Значит, свойства зеленки как красителя неустойчивы?

Гипотеза исследования — зеленка-неустойчивый краситель.

Цель исследования — изучить свойства зелени бриллиантовой как красителя. В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

1. Ознакомиться с историей появления зелени бриллиантовой.

2. Узнать где и как используется.

3. Изучить химический состав зеленки.

4. Изучить опытным путем недостатки зеленки как красителя.

Объект исследования – ткань, крупа, вода

Предмет исследования – зелень бриллиантовая.

Методы исследования — анализ научной литературы, опыты, наблюдения, анализ полученных результатов.

1. Ознакомимся с историей появления зелени бриллиантовой 

Один начинающий химик приблизительно 200 лет назад самоотверженно искал средство от малярии, которая нещадно убивала англичан того времени. Отсутствие успехов на этот поприще убивала молодого химика и он отчаялся создать долгожданное лекарство, о чем поделился с отцом. Еще он ему рассказал, что во время экспериментов некоторые препараты попадали на его одеяние, а отмыть и отстирать их оказывалось не возможно. Отец посоветовал молодому ученому трудиться над этим направлением в науке и разработать средства для окрашивания тканей. В результате экспериментом с разными составами Уильямом Перкином разработано множество смоляных (анилиновых) красителей. Хорошо знакомая нам зеленка оказалась одной из них.issledovatelskii-proekt-v-nachalnoi-shkole-3

Молодой ученый Уильям Перкин являлся сыном небогатого строителя. Но за достижения в области химии его произвели в рыцари. А мир в первый раз узнал о зеленке, точнее о зеленом анилиновом красителе для одежды. Посмотрите, все что одето на нас, вплоть до пуговиц и шнурков для ботинок – это окрашено синтетическими красителями. 

2. Узнать где и как используется зеленка

proekt-zelenkaТолько через 100 лет медицина заинтересовалась зеленкой. Химики подкрашивали зеленкой растворы для опытов, пока под микроскопом не заметили, что зеленка убивает микробы.

Таким образом, случайно были выявлены антисептические качества зеленки. Ее стали широко применять для обрабатывания порезов, послеоперационных разрезов, при лечении гнойных болезней кожи.

В настоящее время зеленку применяют для лечения животных и рыб ограничения роста усиков клубники и земляники окрашивания хлопка и шелка, лаков окрашивания бумаги опытов в качестве реактивов и индикаторов.

3. Изучить химический состав зеленки

issledovatelskii-proekt-v-nachalnoi-shkoleЗеленка представляет собой блестящие золотисто-зеленые комочки или золотисто-зеленый порошок. Переводя наименование средства с латинского языка на французский, неизвестный химик использовал слово brillant – что означает «блестящий». А некий малограмотный переводчик, решил перевести с французского как «бриллиантовый». Так зеленка стала официально называться «зелень бриллиантовая».

Эти блестящие комочки сложно растворяются в воде или в спирте. Растворы обладают насыщенным зеленым цветом. Раствор мгновенно высыхающий и образующий на поверхности тонкую пленку. Так получаются растворы, которые известны нам как лекарственное средство — зеленка или зелень бриллиантовая. Иногда выпускается в виде карандаша.

Должен храниться в темном месте. Растворы не стойки к действию света. Зеленка на свету разлагается.

4. Изучим недостатки зеленки как красителя опытным путем.

Окрашиваем ткань зеленкой и другими красителями. Видим, что хлопчатобумажная ткань окрасилась в яркие и чистые цвета. Достоинством зеленки является очень яркий необычный цвет

4.1. Яркий цвет после застирывания становится бледнее.

4.2. Ткань оставим на солнце, она выгорает, через месяц имеет бледный цвет, значит зеленка неустойчива к свету. Низкая светопрочность.

4.3. Слабая стойкость к щелочной и кислотной среде доказана опытным путем.

Для проведения эксперимента необходимо: прозрачные емкости, раствор зеленки, отбеливатель, перекись водорода и нашатырь. В прозрачные емкости с водой капнули зеленки по капле в каждую. Получили светло-зеленый раствор. Первую емкость оставим в оригинале для сравнения. Во вторую добавили перекись водорода, в третью отбеливатель, в четвертую нашатырный спирт. Нашатырный спирт очень быстро обесцветил жидкость. Отбеливатель стал пузырится и также быстро обесцветил раствор. Перекись сработала медленнее, но с тем же результатом. Взгляните на фото, жидкость в стаканчике, куда добавляли перекись водорода немного голубоватая, однако после 15 минут также стала прозрачной.

issledovatelskii-proekt-v-nachalnoi-shkole

Вывод: Гипотеза подтвердилась. Я предположила, что зеленка неустойчивый краситель. Опытным путем мы доказали, что зеленка неустойчива к свету, воде, отбеливателю, перекиси водорода и нашатырю. Доказано, что зеленка или зелень бриллиантовая неустойчивый краситель. В производстве зеленку используют как краситель, но с сильным закрепителем.

One comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.