Аппликации на тему «Лето» в старшей группе детского сада
Творческие занятия помогают в развитии логического мышления, фантазии и способностей ребенка, в числе любимых творческих направлений дошкольников — аппликации на тему «Лето» в старшей группе детского сада. Это время года вызывает только хорошие ассоциации – с солнцем, играми на свежем воздухе, разнообразными цветами и насекомыми, поездками на море, поэтому дети с удовольствием выполняют композиции. Для аппликаций можно использовать различные материалы – цветную бумагу, сухую крупу, вату, шишки, ракушки, стружки от карандашей и прочие не тяжелые предметы.
Особенности развития ребенка 5-6 лет
С 5 до 6 лет происходят первые качественные изменения в сознании и поведении, ребенок начинает употреблять в речи характеристики, в описании людей – «заботливый», «веселый», «послушный» и другие. Хотя еще может засечь время игры и плохо ориентируется в днях недели, временах года. Трудно ему и засечь время игры, потому что пока образное мышление развито сильнее словесно-логического мышления.
Старшие дошкольники менее раскованы в движениях, чем средняя группа детского сада, они активнее и ловчее играют на детской площадке, где уже отбивают от земли мяч несколько раз подряд, умеют держать равновесие, прыгает через скакалку, уверенно катается самокате или велосипеде с дополнительными колесами. В жизни малыша это время самопознания и самореализации, он обнаруживает половые различия между полами, начинает задавать вопросы на эту тему, активно копирует поведение и речевые обороты взрослых, расширяя словарный запас и диапазон знаний.
В этом возрастном периоде большую часть новых знаний и умений ребенок получает посредством игры. Старшие дошкольники объединяются в группы, распределяют роли, устанавливают правила, иногда корректируя и дополняя их прямо во время игры, и следят за четким выполнением этих правил другими игроками. Так ребенок 5-6 лет учится контролировать своих сверстников, и критиковать их при нарушении установленных правил. Основой игры становятся взаимоотношения («Дочки-Матери», «Кошки-Мышки», «Казаки-Разбойники» и т.д.). Играя каждый свою роль, старшие дошколята учатся планировать и совершать последовательные действия для выполнения конкретной задачи.
Сам игровой материал усложняется благодаря переходу от образного к логическому мышлению, становится разнообразнее, требует большей усидчивости, внимания и терпения. Вниманием ребенка удается овладеть от 20 до 40 минут для занятий не интересным, но необходимым делом. Если возрастной группе 4-5 лет присуще умение распознавать цвета и геометрические фигуры, то годом старше он уже умеет выявлять несколько оттенков одного цвета (темно-желтый, светло-желтый) и распределять те же фигуры по группам (округлые – в одну группу, прямоугольные – в другую, треугольные и многоугольные – в третью). Ребенок этого возраста больше сравнивает, сопоставляет, ищет причинно-следственные связи.
Также в этом возрасте продолжает развиваться мелкая моторика кисти. Для старших дошколят это очень важный процесс, потому как даже развитые физически будущие школьники могут сталкиваться с серьезными проблемами в начальных классах, при плохой моторике. Неумение ровно писать палочки в прописях – не самое страшное, гораздо хуже потеря интереса к учебе и возможное непонимание со стороны одноклассников, которые с заданиями справляются лучше. Одним из лучших, доступных и любимых детьми способов подготовить кисть к школе является творчество – рисунки, поделки, аппликации.
Что собой представляют аппликации на тему «Лето» в старшей группе детского сада?
От более ранних работ аппликации отличаются разнообразием сюжета, образы продуманы тщательнее, содержат элементы, позволяющие добиться большего сходства с оригиналом (к треугольным елкам добавляются ветки, на деревьях могут сидеть птицы, лучи солнца будут неравной длины, а, например, часть их будет «обрезана» облаком, и так далее). Кроме внимания к деталям добавится и количество предметов в аппликации, в зависимости от расстояния будет изменяться их размер (на переднем плане – более крупные, на заднем – мелкие).
Аппликации на тему «Лето» в старшей группе детского сада также могут содержать объемные элементы. Например, сделаем самую «вкусную» аппликацию лета из цветной бумаги – клубнику.
Аудитория: дети 5-6 лет, а также младшие школьники. Назначение: украшение интерьера.
Задачи: эстетическое воспитание; развитие наблюдательности, познавательный момент, привитие интереса к объемной технике аппликаций из цветной бумаги.
Объемная летняя аппликация «Клубничка» 
готовится из следующих материалов:
- Набор цветной бумаги
- Ножницы
- Простой карандаш
- Желтый фломастер
- Клей ПВА
- Кисточка
- Небольшой кусок картона
- Основа – цельный картон или белый лист
Шаг 1. Лист клубники состоит из трех частей, сросшихся у основания. Чтобы его нарисовать максимально схожим с оригиналом, нужно провести две линии – вертикальную и горизонтальную, с точкой соприкосновения посередине. Проще – «плюс». Нижняя линия будет «хвостиком», три верхних – листочками, на них нужно нарисовать овалы. Но у листа этой ягоды край листа зазубрен, поэтому мало будет просто вырезать получившийся листок, нужно также пройтись по нему ножницами, предварительно нарисовав по краю овалов выпирающие уголки.
Когда лист готов, его можно вырезать, а чтобы сэкономить время – лист бумаги с эскизом складывают несколько раз. Таким образом, вырезая только один раз, мы имеем сразу несколько готовых листочков. Но так как далеко не все дети этого возраста настолько усидчивы и аккуратны, то можно воспользоваться готовыми шаблонами.
Шаг 2. Переносим части аппликации на лист бумаги, прикидываем, как они будут располагаться на готовой работе. Для придания объема, нарезаем несколько тонких полосок картона. Сворачиваем их, наносим тонкий слой клея с обеих сторон, и аккуратно прикладываем сверху детали, которые не будут касаться самого листа.
Вырезаем оставшиеся детали по шаблонам. С помощью скрученного картона придаем объем бабочке. Наклеиваем солнышко, лучи чередуем через один (длинный – короткий). Небо – пример на наблюдательность. Нередко дети вырезают из бумаги или рисуют облака голубого цвета. Правильно небо делать синим, а облака – белыми. В аппликациях лучше использовать лист цветной бумаги синего цвета, в котором вырезать облака нужного размера. Сверху на небо приклеить солнце и лучи. По нижнему краю аппликации приклеить полоску травки, распушить ее пальцами. Дать подсохнуть. Аппликация готова
Аппликации из круп для детей 5-6 лет
Кроме цветной бумаги в аппликациях можно использовать другие подручные средства, например, крупу. Разных цветов, размеров и фактур, крупинки создадут интересные композиции, использовать можно все, что есть в шкафчике – половинки гороха, рис, пшено, фасоль, гречку… Манную крупу в аппликации легко покрасить в любой цвет. С работами из круп ознакомьтесь по ссылке в разделе по материалу-из круп
Также в ход прекрасно пойдут макароны. Но такие аппликации воспитатели, скорее всего, поручат сделать дома. В самой группе детского сада можно воспользоваться салфетками, гофрированной бумагой, пластилином.
Аппликации из салфеток «Розы в корзинке»
Берем тонкие обычные салфетки, разрезаем на 4 части. Осторожненько скручиваем. Это подсилу ребенку 6 лет и интересно.
Для этой поделки нужны голубые, темно-розовые, светло-розовые, оранжевые и белые бумажные жгутики.
На второй половинке синего картона нарисуйте клеем ПВА корзинку с ручкой. Начинайте заполнять ее отрезками голубых жгутиков. Чередуя с розовыми заготовками.
Возможен вариант, при котором корзиночку легко вырезать из бумаги, а лучше картона. Конечно, лучше выбрать контрастный цвет картона, чтобы корзиночка не сливалась с фоном.
Осталось наполнить корзинку разноцветными розами. Нанесите клей ПВА в виде кругов и приклейте разноцветные спиральки. Между ними сделайте листочки из салфеток.
Вот такая необычная, но очень красивая аппликация получается из бумажных жгутиков. По такому же принципу дети могут сделать любую сюжетную композицию и орнамент.
Аппликации из пластилина